История (Аккордеона)

В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа, однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон). В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия. Например — некоторые гармони, они называются диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных марок, например, DianaStellaAmigo. Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные (HorchHohnerBugari Armando), так и советские и российские («Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», «Акко»).

[править]Клавиатуры

[править]Правая

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.

Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

[править]Размеры

Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.

РазмерПолный7/83/41/2
Пример Akordeon Morino V 120 De Luxe firmy Hohner.jpg Black Piano Acccordion.jpg Buddy with a squeezebox.JPG PianoAccordeon.jpg
Количество клавиш на правой клавиатуре 41
(Фа малой октавы —
Ля третей октавы)
37
(Фа малой октавы —
Фа третей октавы)
34
(Соль малой октавы —
Ми третей октавы)
26
(Си малой октавы —
До третей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Аккордеоны с размерами 1/2 и 3/4 в основном используются в качестве ученических инструментов[2].

[править]Левая

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.

Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды),септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.

Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

[править]Схемы

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд[3]. При 32-х кнопках, в левой клавиатуре, отсутствует нота «Си», что делает невозможным играть некоторые произведения.

120 кнопок
123456
Ре Ля {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Соль Ре {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
До Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Фа До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Ля {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Ре {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Си Б М 7 У
Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ми Б М 7 У
До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ля Б М 7 У
Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Соль Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
До Ля {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Фа Ре {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Соль {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Си Б М 7 У
Ля {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Ми Б М 7 У
Ре {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Ля Б М 7 У
   
96 и 80 кнопок
123456
До Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Фа До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Ля {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Б М 7 У
Ре {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Си Б М 7 У
Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ми Б М 7 У
До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ля Б М 7 У
Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Соль Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
До Ля {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Фа Ре {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Соль {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Си Б М 7 У
   
72 кнопки
123456
Ля {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp}     Б М 7 У
Ре {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Си Б М 7 У
Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ми Б М 7 У
До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ля Б М 7 У
Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Соль Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
До Ля {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Фа Ре {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
   
60 и 48 кнопок
12345
Ля {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp}     Б М 7
Ре {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Си Б М 7
Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ми Б М 7
До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ля Б М 7
Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ре Б М 7
Си Соль Б М 7
Ми До Б М 7
Ля Фа Б М 7
Ре Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7
Соль Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7
До Ля {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7
Фа Ре {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
   
48 (№ 2) и 40 кнопок
123456
Соль {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ми       Б М 7 У
До {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ля Б М 7 У
Фа {\pagecolor{black}\color{white}\sharp} Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
Соль Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7 У
   
32 и 24 кнопки
1234
Ми Б М 7
Ля Б М 7
Ре Б М 7
Соль Б М 7
До Б М 7
Фа Б М 7
Ми {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7
Си {\pagecolor{black}\color{white}\flat} Б М 7

[править]Регистры

Переключатели регистров

За счёт меньшего количества клавиш в правой клавиатуре (41 клавиша), по сравнению c кнопочным аккордеоном или баяном (у полного баяна 67 кнопок без двух вспомогательных рядов), у аккордеона есть преимущество в возможности использования большего количества голосов (язычков), звучащих при нажатии одной клавиши. Вместе с этим у аккордеона появляются более широкие возможности в использовании регистров, переключение которых изменяет высоту (на октавувыше или ниже) и тембр издаваемых звуков[2].

[править]Обучение

Для овладения инструментом в настоящее время существует множество «Школ изучения игры на аккордеоне», в частности в России — авторов:

Среди композиторов, писавших музыку специально для аккордеона, можно отметить Яна Тьерсена (композитора фильма Амели).

Под патронатом фирмы Hohner существуют Хонер-консерватория в Троссингене (Германия) и базирующийся там же оркестр аккордеонов

[править]Известные аккордеонисты

[править]Зарубежные

См. также:

[править]Советские, российские, украинские

[править]Примечания

  1.  Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  2. ↑ 1 2 Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  3.  Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М.: Советский композитор, 1984. — 125 с.
  4.  Пешков Юрий Алексеевич " НотОбоз — большой нотный архив. Ноты для балалайки, баяна, кларнета, ноты песен… Ноти
  5.  Влад Скандалли: Яндекс. Новости

[править]Литература

  • Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
  • Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М.: Советский композитор, 1984. — 125 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.

[править]Ссылки

 

Самый первый в мире аккордеон

самый первый в мире

Впервые язычковый принцип звукоизвлечения был применён в шэне, возникшем в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае. На нём исполняли священную музыку. Шэн состоял из бамбуковых или тростниковых трубочек, вделанных в корпус. На нижних концах этих трубочек находились металлические пластины с вырезанным язычком.

Собственно с созданием аккордеона тесно связан Франтишек Киршник – мастер-ремонтник, не имевший своей мастерской. Работая в 1770-х годах в мастерской, предоставленной ему Христианом Кранценштейном – известным в то время физиком, медиком и акустиком, Франтишек изобретает язычковые планки. В 1797 г на основе принципа звукоизвлечения с помощью язычковых планок начинается создание новых музыкальных инструментов – ручных гармоник.

В 1800 году в России было организовано стабильное производство гармоник в Туле и игра на них уже была широко распространена во многих местах нашей страны.

В 1821 году Христиан Бушман в Берлине стал одним из первых изобретателей губных гармоник, имеющих огромную популярность в наши дни. Звук в этом инструменте извлекался под давлением струи воздуха язычками, свободно проскальзывающими через отверстие в рамке.
В 1822 году Бушман изобретает маленькую ручную гармонику, приделав кожаный мех к камертону для настройки органов.
В 1829 году в Вене мастер Кирилл Демиан дал название аккордеону, изготовив с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с левым аккордовым аккомпанементом.

 

Новости

Музыка́льные инструме́нты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные ... Читать дальше »

Просмотров: 1840 | Добавил: Администратор | Дата: 26.03.2013 | Комментарии (0)

© makkks05

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz